Сравнение и отличия специалитета от бакалавриата

Сравнение и отличия специалитета от бакалавриата В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, таким образом присоединившись к Болонскому процессу, который есть не что иное, как процесс гармонизации и сближения высшего образования стран Европы. Этот процесс стоит того, чтобы на нем остановится подробнее.

Болонский процесс

Болонская декларация была подписана 19 июня 1999 года министрами образования 29 европейских стран. Основная цель этого содружества, создать единую общеевропейскую зону, где высшее образование отвечало бы определенным и единым для всех критериям. Благодаря созданию Болонского процесса, диплом о высшем образовании не требует подтверждения или дополнительного обучения при привлечении специалиста из другой страны. Он котируется во всех странах-участницах Болонского процесса. С тех пор этот договор подписали еще 19 стран. Какие выгоды сулит участие в этом процессе:

  1. Высшие учебные заведения стран-участниц, имеющие государственную аккредитацию, выпускают специалистов, которые могут найти работу по специальности в любой стране-участнице конвенции.
  2. Идет активный обмен студентами между странами, в доказательство того, что программа обучения в ВУЗах соответствует общепринятому стандарту.
  3. Новые научные открытия быстрее становятся предметом изучения в ВУЗах, потому и образование начинает поспевать за полётом научной мысли человечества.

Одним словом, значение создания этого процесса переоценить невозможно. К счастью, для нашей страны, и мы вошли в этот процесс в 2003 году. Именно с этого момента появились в нашей стране такие понятия, как бакалавриат, магистратура, колледжи и т. д. Но дело не в терминологии, существенно изменилась программа ВУЗов. Были отменены дисциплины, давно уже не несущие смысловой нагрузки, и введены новые, отвечающие новым стандартам высшего образования.

Читайте также: Чем отличается магистратура от аспирантуры

Специалитет и бакалавриат отличия

До 2003 года в нашей стране и на всем постсоветском пространстве в ВУЗах существовал только специалитет. В чем отличие бакалавриата от специалитета, попробуем разобраться.

Начнем со специалитета:

  1. До введения новой системы высшего образования во всех ВУЗах страны было стандартное время обучения 5 лет.
  2. По окончании обучения сдавались государственные экзамены, защита диплома и бывшему студенту присваивалась специальность и выдавался диплом о высшем образовании.
  3. Обучение в ВУЗе меньше указанного срока говорило о том, что образование не завершено. В анкетах в таких случаях писали – неоконченное высшее, но это не давало никаких преимуществ, кроме морального превосходства (дескать, я в ВУЗе был).
  4. По окончании ВУЗа специалист мог работать по специальности, а мог сразу же поступить в аспирантуру и писать диссертацию, чтобы получить ученую степень. Это был путь для избранных, но право поступить в аспирантуру имели все выпускники ВУЗов.

Бакалавриат появился сравнительно недавно, и отличается он вот чем:

  1. Время обучения в ВУЗе для получения степени бакалавра во всех высших учебных заведениях – 4 года. Исключение составляют медицинские ВУЗы, где курс обучения – 6 лет и 2 года ординатуры.
  2. Получив степень бакалавра, реально устраиваться на работу, претендуя на должность, требующую высшего образования, а можно продолжить обучение в магистратуре в течение 2 лет. А это значит, что бакалавр уже имеет высшее образование.
  3. Присвоение степени магистра раскрывает двери в аспирантуру, что недоступно бакалавру.
  4. Обучаясь в магистратуре, студент может параллельно писать диссертацию и попробовать защитить ее по окончании магистратуры. Это вроде бы реально теоретически, но почти невозможно практически.
  5. Магистр и бакалавр способны претендовать на одну и ту же должность на законном основании. Весь вопрос заключается в том, кому отдаст предпочтение работодатель.

Сравнение и отличия специалитета от бакалавриатаСравнение и отличия специалитета от бакалавриата

А теперь проведем сравнительный анализ, что лучше, в чем их сходство и различие:

  1. Бакалавриат позволяет раньше закончить курс обучения и, получив специальность, заняться профессиональной деятельностью, четко осознавая, что заниматься наукой человек не будет. То есть он не тратит лишнее время на обучение, которое ему не пригодится.
  2. Специалитет не имеет этого выбора. Учиться надо 5 лет, без вариантов. Зато обучающийся на специалитете экономит 1 год времени, если его дальнейшая цель – аспирантура.
  3. За рубежом охотнее предоставляют работу обучавшимся по системе бакалавриата, потому что это им ближе и говорит о том, что специалист обучался по программе Болонского процесса.
  4. В Европе бакалавр – это человек с полноценным высшим образованием. Отдадут ли предпочтение магистру только потому, что его ученая степень выше? Вряд ли, скорее будут ориентироваться на личностные и профессиональные качества соискателя.
  5. Обучающиеся на специалитете имеют меньше шансов получить работу за рубежом, именно потому, что они не входят в программу Болонского процесса.

Вот в чем разница между бакалавриатом и специалитетом. Зная свои стремления и предпочтения, будет легче сделать выбор системы обучения в высшей школе.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

Капча загружается...

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: